Могло исполниться 90 лет: память о Марке Захарове живет в советском роке
13.10.202315:30
Какая связь между гениальным отечественным режиссером Марком Захаровым и советским роком? Не стоит думать, что они из разных плоскостей: знаменитый постановщик был тем самым человеком, кто стал популяризатором этого стиля музыки в СССР.
В 1973 году он возглавил театр "Ленком", худруком которого был до самой смерти. За десятилетия работы в учреждении он выпустил немало культовых постановок. Среди таковых была дебютировавшая в 1981 году рок-опера "Юнона и Авось", которую даже спустя четыре десятилетия любят и с удовольствием смотрят.
Но путь к этому шедевру был долгим. Для начала новатор Захаров просто пригласил в труппу театра настоящих рокеров, группу "Аракс". В те времена в стране такая музыка считалась антисоветской и была под запретом. Так что решение режиссера было смелым и неожиданным.
Но у музыкантов было только пара номеров в спектаклях, а творческий гений Марка Анатольевича гнал его дальше в этом направлении.
В сотрудничестве с композитором Алексеем Рыбниковым была создана первая рок-опера в Союзе. Нет, пока еще не "Юнона" — постановка на кантату чилийского поэта Пабло Неруды называлась "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".
Чтобы утвердить мюзикл, Захарову пришлось пройти все круги ада. Чиновники ставили препоны мастеру, но идею он отстоял, и в 1976 году состоялась премьера.
Это был не просто успех, а грандиозный прорыв. Зрители никогда не видели ничего подобного. Рок-опера прожила 17 лет и была отыграна более тысячи раз. Но то были еще цветочки: Захаров и Рыбников уже работали над венцом своих музыкальных постановок.
Композитор показал свои наработки, которые первоначально должны были лечь в основу мюзикла по мотивам "Слова о полку Игореве", но в итоге предпочтение было отдано сюжету поэмы "Авось".
Постановка получилась настолько рискованная и смелая, что Марк Анатольевич, наученный опытом "Звезды и Смерти", настроился на серьезную борьбу. Но утвердить рок-оперу оказалось на удивление проще. И спустя три года после начала работы постановка увидела свет.
Теперь "Юнона и Авось" неразрывно связана с "Ленкомом" и его бессменным художественным руководителем, которому 13 октября могло бы исполнится 90 лет.
Вместе с этим читают: